Мое видение создания ФОС

С преподавателей требуют оформить фонды оценочных знаний (ФОС), ссылаясь на приказ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. N 1367)

С данным приказом можно ознакомиться по адресу http://base.garant.ru/70603294/

Приведу выдержки из приказа, касающуюся ФОС:

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:
  • перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
  • описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
  • типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
  • методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

В ходе общения с Юрием Валентиновичем при составлении ФОС по магистратуре «Прикладная информатика» я понял, что структура ФОС должна быть следующей.

1. Титульный лист

2. Лист согласования

По первым двум пунктам, думаю, вопросов не должно быть, надо мою фамилию стереть, свою добавить.

3. Приводим Результаты освоения образовательной программы (профессиональные компетенции)

Для этого записываем все это в виде таблицы. Знания, умения, владения по каждой компетенции имеются в специально подготовленной Карте компетенций (отдельный файл).

Необходимо пронумеровать все элементы (блоки до точек с запятой) в разделе «Знания», «Навыки», «Умения».

В моем примере это З1 – З4, У1 – У5, В1 – В6.

По каждой дисциплине получится своя нумерация.

4. Рекомендую далее сделать сначала последние блоки «Вопросы к зачету/экзамену», «Контрольная работа» (если она есть, по моему предмету ее не было), «Задачи для самостоятельной работы» (очень желательный блок, но в моем примере его пока нет), «Курсовые работы» (если они предусмотрены по учебному плану, то надо указать возможные названия работ).

Соответственно получится набор номеров

  • ВЗ-1, ВЗ-2,… – просто номер из списка вопросов
  • ВЭ-1, ВЭ-2,… – просто номер из списка вопросов
  • КР-1, КР-2,… – номер задания в контрольной; если контрольных работ несколько, то можно сквозную нумерацию сделать.
  • ЗС-1, ЗС-2,… – номер задания.
  • Курсовая – здесь без нумерации.

5. Используя маркировку пункта 4, необходимо заполнить таблицу Соответствие компетенций, индикаторов их достижения и оценочных средств

В данной таблице указывается, как каждый элемент компетенции может быть проверен. Каждый элемент должен как-то проверяться.

Нас пугают тем, что проверяющий может взять ФОС и сказать: «У Вас сказано, что такую-то компетенцию можно проверить так-то, так-то. Пойдемте и проверим!».

6. Далее надо составить таблицу Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (дисциплины)

Для этого из предыдущей таблицы по темам указываем распределение компетенций.

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru